Банковское право:
разблокировка счетов и реабилитация в ЗСК

🎙 Как работает платформа ЦБ РФ «Знай своего клиента», кто такой «юрист ЗСК» как кросс-функциональная специальность
Интервью с Николаевым С.В.
1 июля – была очередная годовщина запуска платформы Банка России «Знай своего клиента» (ЗСК), редакция журнала «Право и жизнь» ЮРЛ Групп решила взять интервью у эксперта антиотмывочной практики Семена Николаева относительно работы сервиса ЗСК
Редакция: Семен Вячеславович, как вы считаете сервис ЗСК выполняет свои функции как инструмент для банковской системы?
Семен Вячеславович: базово да, с помощью ЗСК банки могут оценить антиотмывочные риски по организации или ИП, но, к сожалению, на практике ЗСК далеко не совершенен и отсюда страдает бизнес
Редакция: то есть по факту в силу несовершенства ЗСК бизнес несет потери?
СВ: так и есть. Что происходит: алгоритмы ЗСК, которые работают на основании искусственного интеллекта (ИИ), выносят некий усредненный вердикт по рискам компании/ИП и «выкрашивают» организацию в один из цветов светофора. Если это желтый или красный цвет - компания/ИП несет репутационные риски и более того с ней отказываются работать контрагенты, то есть фактически бизнес не может ни закупать товар/сырье ни продавать его. В сложившейся ситуации не редки случаи, когда бизнесу приходится бросать одну организацию и переходить на другую
Редакция: правильно понимаю, что есть сложности в самой технической части ЗСК?
СВ: именно, основная проблема ЗСК как раз этот усредненный алгоритм ИИ, по сути, это как любая статистика, когда один американец съел одну курицу, а второй американец 0 курицы, тогда на выборке их двоих - средний американец съел половину курицы. С ЗСК получается аналогично: на основании разрозненных данных ИИ выносит вердикт по риску компании/ИП
Редакция: как тогда бизнесу можно себя обезопасить в этой ситуации?
СВ: ввиду того, что алгоритмы/математические модели на основании которой работает ЗСК неизвестны, поэтому заранее спрогнозировать как вести бизнес дабы не испортить рейтинг в сервисе сложно, но, если следовать общим рекомендациям Банка России: соблюдать требования по проведению операций, не работать с рискованными контрагентами и проч., шансы чтобы оставаться в «зеленой» зоне высоки
Редакция: а что делать компаниям, которые имеют «желтый» или тем более «красный» светофор в ЗСК?
СВ: если мы говорим про ситуацию, когда у компании/ИП средний уровень риска (желтая зона) даже пусть с типологиями, то здесь надо проходить так называемую реабилитацию в ЗСК, то есть выходить в зеленую зону, если же речь идет о высоком риске (красная зона), здесь рекомендую идти через обжалование уровня риска в Межведомственной комиссии при Банке России (МВК БЦ РФ) или при отрицательном ее решении – в суде
Редакция: в общих чертах как проходит такая реабилитация в ЗСК?
СВ: это достаточно объёмная и кропотливая работа, сначала мы тщательно изучаем хозяйственную деятельность компании, все операции по счетам за срок не менее календарного года, далее смотрим по каждому риску, который есть у компании по банковским спискам, далее начинаем вести работу с каждым банком по каждому риску, здесь приходится иметь дело как с людьми-сотрудниками банка, кто ведет диалог в банк-клиенте, так и, что более сложнее, диалог с ИИ. Надо отдать должное нашей команде, что нам удалось за эти годы наработать большой опыт в том числе в диалогах с ИИ
Редакция: то есть у вас наработан именно опыт неких «диалогов» с ИИ банков, который помогает реабилитироваться в ЗСК?
СВ: да, так, где банки используют алгоритмы ИИ, мы даем необходимые ответы, будучи зная принципы анализа наших ответов. И это подтверждается положительной практикой
Редакция: какой % успеха в реабилитационных программах?
СВ: пока у нас не было отрицательных результатов, вопрос только в сроках: где-то удается вывести в зеленую зону за 2 месяца, а где-то и за 7 месяцев
Услуга "Разблокировка счета"
Услуга "Реабилитация ЗСК"