Банковское право:
разблокировка счетов

🔓 Ваши права при блокировке счета
К сожалению, кол-во блокировок счетов физ. и юр. лиц продолжает расти в геометрической прогрессии

Если вы получили блокировку: что вы можете предпринять, какие действия, к кому обращаться?

Именно об этом хотим поговорить с вами сегодня:

№1 — вы вправе получить разъяснения от банка
Здесь вы можете сослаться на «Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании» Банка России от 22.02.2019 г. №5-МР,
В этом документе зафиксирована необходимость предоставления кредитными учреждениями пояснений клиенту правовых последствий применяемых ограничений по обслуживанию с использованием ДБО и информирования клиентов о причинах ограничения обслуживания с использованием ДБО

Но имейте ввиду, что вместе с тем, банку запрещено сообщать клиентам о предпринимаемых мерах в части установления истинности в отношении действий клиента на предмет нарушения антиотмывочного законодательства – такое право у банка есть в соответствии со 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

№2 — получить ответ от банка на ваш запрос в установленные законом сроки

Согласно п. 13.4 ст. 7 115-ФЗ банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее 7 рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе в совершении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом

№3 — Закрыть счет

Вы праве перевести остаток денег на свой другой счет или в адрес контрагента и закрыть счет
Но ни в коем случае не закрывайте счет не ответив на запрос банка в рамках 115-ФЗ и не игнорируйте запрос банка, тем временем проводя операции через другой банк. Вы таким образом попадете в «список отказников»
Если банк не предоставил ответ в установленные законом сроки либо вынес отрицательное решение и оставил вам ограничения в проведении операций по р/счету - готовьте пакет документов на обжалование действий банка

  1. Сначала направьте претензию в банк. Разумный срок для рассмотрения претензии самим банком – до 10 рабочих дней
  2. Если банк не снимает ограничения в отношении вас либо просто проигнорировал вашу претензию следующим шагом будет подача жалобы в Межведомственную комиссию при Банке России (МК ЦБ РФ)
  3. Заявление в МК ЦБ РФ надо подавать в читаемом виде в двух форматах:

  • сдать в приемную МК ЦБ РФ на бумажном носителе посредством почтовой связи или нарочно
  • в электронном виде посредством использования раздела «Интернет-приемная Банка России» на официальном сайте Банка России в сети «Интернет»

В течение 20 рабочих дней МК ЦБ РФ рассмотрит ваше заявление и направит сообщение о своем решении в течение 3 рабочих дней с даты его принятия в ваш адрес и в адрес банка

№5 — Обжаловать действия банка в суде

Если МК ЦБ РФ вынесло отрицательное решение по вашей жалобе, тогда подавайте исковое заявление в суд
В суде у вас хорошие шансы на успех при следующих действиях банка:

— банк не рассмотрел ваши документы вообще
— банк не давал вам вообще ответ или ответ пришел спустя разумные сроки. Разумные – это не более 10 рабочих дней
— банк вам отказал в открытии р/счета с отсылкой на ваш высокий риск как клиента
— банк выкатил вам заградительный тариф в ситуации вывода вами денег на другой р/счет
Услуга "Разблокировка счета"
Услуга "Реабилитация в ЗСК"